вторник, 15 мая 2012 г.

О Штраусе

По музыке задали сделать презентацию о Иоганне Штраусе сыне.
Вот, что получилось:
Слайд №3

Иоганн Штраус (сын), австрийский композитор и дирижер, старший сын известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего, родился 25 октября 1825 года в Вене. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.
Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Иоганн внимательно следил за происходящим. Он рано стал учиться на фортепьяно, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет он наигрывал свои собственные танцы. Однако ни отец, ни мать не желали музыкальной будущности своим детям.Отец хотел, чтобы его сын пошел по коммерческой линии, но сын решил идти по стопам отца.
Отец был для Иоганна кумиром, и все-таки юноша лелеял мечту когда-нибудь подняться еще выше. Он тайком от отца обучался игре на скрипке и композиции (зарабатывая деньги преподаванием игры на фортепьяно, он отдавал их за уроки игры на скрипке) и весьма в этом преуспел.
Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. Попытки родителей пристроить его к банковскому делу успеха не имели.
В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства.
***
Коммерса́нт (от фр. commerçant, лат. commercium — торговля) — лицо, занимающееся частной торговлей, осуществляющее торговое предпринимательство. (Википедия)

Слайд №4
Звуковое сопровождение: егерский марш
Изображение: IGDA/A. Dagli Orti ИОГАНН ШТРАУС (СЫН). Гравюра 19 в.

Иоганн Штраус бросил изучение коммерции и, уже не таясь от главы семьи, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера. В девятнадцать лет он собрал небольшой оркестр, и 15 октября 1844 состоялся его дирижерский дебют в ресторане Доммайера в Хитцинге. Иоганн представил четыре вальса, две кадрили и три польки. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.
В местных газетах начали появляться статьи с кричащими названиями “Штраус против Штрауса: соперничество между отцом и сыном”. Иоганн-старший был вне себя от ярости — сын не повиновался его воле. К тому же, за свою музыкальную карьеру он ни разу не играл в фешенебельном казино Dommayer, в отличие от своего наследника. Ещё одним поводом для расстройства великого композитора стало назначение сына на почетную должность капельмейстера 2-го венского гражданского полка. Штраус-старший являлся дирижером 1-го с 1834 года. И, когда проходили военные парады, оба “соперника” стояли вместе, по одну сторону, что вызывало у многих недоумение. На протяжении пяти лет Штраусы “правили” танцевальным миром Вены бок о бок.
В 1849 году «Иоганн Штраус Второй» стал «Иоганном Штраусом Единственным» — отец композитора скоропостижно скончался от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Приглашений было так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».
Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора.
За этот период Иоганн женился. Его избранницей стала певица Генриетта Треффс (Henriette Treffz), известная как Джетти. Она стала не просто обожаемой супругой музыканта, но и его помощницей: делала приготовления к концертным турам, заключала театральные контракты и занималась корреспонденцией.
***
Капельме́йстер (нем. Kapellmeister; перевод с позднелат. magister capellae) — руководитель хоровой капеллы и/или оркестра.
Слово «капельмейстер» в XIX веке употреблялось по отношению и к хоровому, и к оркестровому дирижёру. Во времена барокко и венской классики придворные капельмейстеры, помимо руководства коллективом музыкантов, должны были также сочинять и аранжировать музыку, приуроченную к различным торжественным случаям. В более позднее время обязанности капельмейстера и композитора сливались обыкновенно только в должности балетного капельмейстера (напр. в России — Пуни, Визентини, Дриго). (Википедия)

Слайд №5
Звуковое сопровождение: вальс «На прекрасном голубом Дунае» (1866)
Изображение: August Eisenmenger Johann Strauss the Younger

Его творческое наследие включает в себя около 500 оркестровых танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Он автор полек, галопов, оперетт, комической оперы «Рыцарь Пазман» и балета «Золушка».

Слайд №6
Звуковое сопровождение: фрагмент из вальса «Сказки Венского леса» (1868)
Изображение: Под звуки вальса, художник Владимир Первунинский

Штраус-сын вошел в историю музыки как создатель классического венского вальса и по праву заслужил звание «короля вальсов».
Сочинять он начал очень рано – первый вальс был написан шестилетним мальчуганом.
В отличие от распространенных тогда сочинений этого жанра, которые представляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение.
Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, бодрящие ритмы, тонкая и изящная оркестровка, проявленная связь с венской бытовой песенной и танцевальной музыкой – таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса. Среди них исключительную популярность во всем мире приобрели «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».
В 1872 году он получил приглашение дать несколько концертов в США. Концерты были организованы с американским размахом. О гонорарах маэстро его собратья по цеху говорили благоговейным шепотом. А оркестры, которыми он дирижировал здесь, вполне могли составить население небольшого городка. Так, в Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполнял оркестр из двух тысяч музыкантов (этот факт вошел в книгу рекордов Гиннесса)
***
Забавный факт:
На гастролях в Бостоне (США) Иоганн Штраус оказался в осаде экзальтированных женщин, умолявших о пряди его волос на память. Романтической шевелюре маэстро угрожала нешуточная опасность. Выход нашел слуга композитора Штефан. Каждый день он раздавал толпе поклонниц в холле гостиницы надушенные конверты, в которых лежал черный, как смоль, локон. К исходу бостонских гастролей кое-кто отметил, что ньюфаундленд Штрауса стал выглядеть несколько облысевшим.

Слайд №7
Звуковое сопровождение: увертюра к оперетте «Летучая мышь» (1874)
Изображение: кадр из фильма режиссёра Яна Фрида «Летучая мышь» (1979)

Иоганн Штраус является родоначальником венской классической оперетты.
Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха) В 1870 году венские газеты сообщили, что Штраус работает над опереттой. Штраусу надоело "пиликанье" вальсов и он отказался от должности "дирижера придворных балов". Эту должность занял его брат Эдуард Штраус.
В 1871 году Иоганн Штраус написал оперетту «Индиго и сорок разбойников», которая прошла с грандиозным успехом, получила всеобщее признание.
Одной из самых известных и блестящих его работ в этом жанре стала оперетта «Летучая мышь» (третья по счету). Известно, что в основу сюжета положен реальный случай, имевший место в Париже. Эпизод так вдохновил композитора, что ему потребовалось лишь шесть недель (42 дня), чтобы написать партитуру.
5 апреля 1874 года в Вене оперетта «Летучая мышь» впервые была исполнена в театре «Ан дер Вин». Сначала «Летучая мышь» была холодно принята венской публикой, потому что она боготворила Штрауса за вальсы. Однако в Берлине и Париже оперетты Штрауса имели огромный успех. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки «а ля Штраус» и галстуки «Летучая мышь» (галстук-бабочка с шириной банта 4-5 см). Лишь после такого триумфа в Европе эта оперетта, вновь поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.
В 1885 году он написал сразу же ставшую знаменитой оперетту «Цыганский барон» по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса. Премьера этой оперетты 24 октября 1885 года накануне шестидесятилетия композитора явилась для венцев подлинным праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии.
***
Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach; 20 июня 1819, Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты. (Википедея)

Слайд №8
Звуковое сопровождение: Ольга-полька (1857)
Изображение: Франц Ксавье Винтерхальтер Портрет Великой княгини Ольги Федоровны 1857

В 1849 году Штраус впервые посетил Россию, где концертировал в Варшаве (в то время Польша входила в состав Российской империи). В 1850 году там происходит его встреча с российской императрицей Александрой Федоровной, которая была поклонницей Штрауса-отца. Она с восторгом приняла музыку Штрауса-сына: "Ваши вальсы восхитительны. Предрекаю вам большое будущее". В довершение сказанного подарила юному композитору бриллиант. Он, в свою очередь, отблагодарил русскую императрицу музыкой - посвятил ее величеству "Варшавскую польку".
Летом 1854 года директор Царскосельской железной дороги предложил Штраусу место постоянного дирижера летних концертов в Павловском "Воксале". Деньги предлагались немалые. Кроме того, выступать перед изысканной публикой, посещавшей концерты в Павловске, тоже было чрезвычайно престижно. Штраус немедленно согласился. Согласно контракту, ежедневно, за исключением одного дня в неделю, И. Штраус должен был дирижировать своим оркестром в павловском павильоне "Воксал". "Воксал" представлял собой изящное деревянное здание, на верхнем этаже располагались меблированные номера, где и останавливался композитор.
18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи.
Концерты собирали не только дачников Павловска, сюда съезжались меломаны Петербурга и Царского Села. Зал, рассчитанный на три тысячи мест, не мог вместить всех желающих. Отсюда, из Павловска, Штраус нередко отправляется на выступления в знатные аристократические салоны Петербурга, "выезжает ко двору", развлекает гостей императорских резиденций, играет на балах его величества. Поклонницы раскупают кольца и броши с изображением музыканта. В цветочных магазинах Павловска составляются букеты, которым даются названия его вальсов и маршей, гостиные знатных домов наполняются ароматом папирос "Штраус", а парикмахеры укладывают волосы своих клиентов в прически "а'ля Штраус".
Павловские жители прозвали его Иваном Страусом, и он даже откликается. Так пишут и на афишах: «Выступает Иван Страус со своим оркестром». Исполняет Штраус свою музыку, а так же и музыку русских композиторов. Особенно он любил Глинку. Исполнил Штраус впервые и произведение никому не известного молодого чиновника-юриста Петра Чайковского. Павловский вокзал стал «народной филармонией».
Гонорары были очень большими (22 тысячи рублей за сезон). Иногда Штраус жертвовал деньги – например, в пользу вдов и сирот погибших воинов.
В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской, но родители Ольги воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».Среди музыкальных произведений, посвященных Ольге, часто упоминается милая вещица, трехминутная полечка, с названием "Ольга-полька". Время ее написания - 1857 год, но вот посвящена она не Ольге Смирнитской, а Цецилии Августе, принцессе и маркграфине Баденской, по правилам русского двора принявшей перед венчанием с великим князем Михаилом Николаевичем Романовым имя Ольги Федоровны. Милая полечка в своем первоначальном варианте так и называлась "Цецилия-полька" и была написана специально для четы Романовых как свадебный подарок.
Последним сезоном Штрауса в Павловске стало лето 1865 года. 19 сентября состоялся последний концерт сезона, публика, как всегда, проводила своего любимца неистовыми аплодисментами. Композитор еще несколько раз приезжал в Петербург, даже дирижировал своей опереттой "Цыганский барон" на сцене Александринского театра, но это были уже лишь эпизодические выступления. Десять Павловских сезонов Штрауса стали целой эпохой для русской публики.
***
Железнодорожный транспорт еще пугал скоростями, его просто-напросто побаивались. Тогда-то и придумали гениальный рекламный ход: чтобы привлечь народ к новому виду передвижения, в железнодорожном вокзале устраивались музыкальные вечера. Расчет дирекции оказался верен, и уже через год летний Павловск становится музыкальной столицей, куда элегантных и состоятельных гостей все чаще привозят поезда.

Слайд №9
Звуковое сопровождение: Secret Garden - Dreamcatcher (Медленный вальс)
Изображение: памятник Иоганну Штраусу в Городском парке Вены

Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома, где время от времени гонял с друзьями биллиардные шары. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым. 22 мая 1899 года, дирижируя, композитор слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. 3 июня Иоганна Штрауса не стало. 73-летний музыкант умер от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер.
Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Его жена, Адель, пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.
После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.
***
Первое торжественное открытие памятника Штраусу состоялось 26 июня 1921 года в городском парке Вены состоялось торжественное открытие золотого памятника Иоганну Штраусу, который был создан другом композитора, скульптором Эдмундом Хельмером.
Памятник изображает композитора в момент творческого воодушевления, напоминая о том, что оркестр под управлением Штрауса много и охотно выступал на свежем воздухе - в садах и парках Вены. А скульптура самого маэстро, стоящая в зелени парка, будто отлита вместе со скрипкой из чистого золота. Это памятник золотой поре вальса, имперских балов и вообще тому времени, когда Вена правила третьей частью Европы.
В 1935 году поврежденное покрытие из золота было снято, и пару десятков лет бронзовая статуя стояла без золотого напыления. И только к 1991 году покрытие из золота было снова восстановлено.
***
Установка памятника в Павловске произведена в память о десятилетнем выступлении композитора на Павловских летних концертах с 1855 по 1865 года.
Скульптура в Павловске является уменьшеной копией памятника Иоганну Штраусу в Вене. Петербургский памятник был отлит в Австрии по оригиналу под наблюдением профессора Венского университета изобразительных искусств, скульптура Геро Шванберга. Постамент выполнен по его же эскизу из гранита.
Памятник передан почетным генеральным консулом Австрийской республики в Санкт-Петербурге в качестве дара австрийского народа к 300-летию Санкт-Петербурга. Открыт 11 июля 2003 года. В церемонии открытия памятника приняли участие потомок композитора – внучатый племянник Эдуард Штраус и официальные представители консульства Австрии в Петербурге.

Слайд №10
Изображение: денежные знаки с изображением Иоганна Штрауса сына

В 1999 году Австрия отмечала годовщину смерти “Короля Вальса” — 100 лет со дня кончины. Кроме того, во многих фильмах использованы музыкальные произведения и мелодии Штрауса, а в основу некоторых картин легла судьба талантливого музыканта.

Слайд №11
Звуковое сопровождение: «Сказки Венского леса» (1868)

0 коммент.:

Отправить комментарий

Сейчас смотрят блог

О нас

Моя фотография
Нарва, Ида-Вирумаа, Estonia
а так же Саши